Смоленские Мастерские
Изготовление памятников
Продажа памятников
Камнеобработка
Единый
телефон
сети филиалов
8 (812) 321-88-70
пн.-пт. 10:00 - 19:00
сб. 10:00 - 18:00
Санкт-Петербург
1994 - г.
Главная  /  Полезная информация  /  Это интересно  /  Символика на памятниках
Смоленские Мастерские, Санкт-Петрбург, Васильевский остров, наб. реки Смоленки. д. 27 Центральный офис : г. Санкт-Петрбург, Васильевский остров, наб. реки Смоленки. д. 27
Контактные телефоны: 8 (812) 321-88-70, 327-46-10       E-mail: smolmaster@mail.ru
Подробная информация
Смоленские Мастерские, Санкт-Петрбург, Лиговский пр. д.56 Филиал на Лиговском : г. Санкт-Петрбург, Лиговский пр. д.56 (метро пл. Восстания)
Контактные телефоны: 8 (812) 575-88-75, 973-42-06       E-mail: ligovka56@gmail.com
Подробная информация
Смоленские Мастерские, Санкт-Петрбург, Нарвский проспект, д. 18 Филиал на Нарвском : г. Санкт-Петрбург, Нарвский проспект, д. 18 (метро Нарвская)
Контактный телефон: 8 (812) 252-23-80       E-mail: nar18sm@gmail.com
Подробная информация
Смоленские Мастерские, Санкт-Петрбург, Каменноостровский пр., д. 57 Филиал на Каменноостровском : г. Санкт-Петрбург, Каменноостровский пр., д. 57 (метро Петроградская)
Контактный телефон: 8 (812) 234-62-44       E-mail: kamen57b@mail.ru
Подробная информация
Смоленские Мастерские, Санкт-Петрбург, Коломяжский пр. д.20 Филиал на Коломяжском : г. Санкт-Петрбург, Коломяжский пр. д.20 (метро Пионерская)
Контактный телефон: 8 (812) 303-22-46       E-mail: kolom20@mail.ru
Подробная информация
Смоленские Мастерские, Санкт-Петрбург, Тульская ул. д.9 Филиал на Тульской : г. Санкт-Петрбург, Тульская ул. д.9 (метро пл. Восстания, Чернышевская)
Контактные телефоны: 8 (812) 271-48-83, 271-46-66       E-mail: sm9tul@gmail.com
Подробная информация

Символика на памятниках

(Символика изображений на могильных памятниках)

Автор - Папчинский А.А.


Не будучи искусствоведом, склоняюсь к мысли, что  традиция символики изображений на могильных памятниках сложилась в период между эпохой Ренессанса и Великой Французской революцией. Как известно, и та, и другая эпоха широко использовали искусство и атрибуты античного прошлого: вспомним переводы Горация и Вергилия позднего Средневековья, всплеск почти языческой «обнаженки» в живописи Италии и Франции, а также фригийские колпаки революционных санкюлотов и наполеоновских орлов на знаменах, бывших некогда знаками римских легионов. Промежуточный век Просвещения добавил толику еврейских каббалистических и масонских символов. И, естественно, сюда же вошли художественные элементы христианской традиции. Одним словом,  сложившаяся традиция совершенно эклектична.

Ранее, да и сейчас, эта художественно-монументальная традиция распространена в странах Западной Европы и Северной Америке. В России она существовала до революции в «просвещенных» дворянско-буржуазных слоях и кругах крупной бюрократии.

Ниже я постараюсь привести наиболее полный свод символов с «расшифровкой» их значения, которые, иногда имеют несколько толкований. В особых случаях, м.б. придется дать обширный комментарий. Пример: как-то раз набрел в интернете на фото памятника 19 века какой-то английской матроны с изображением…пеликана. Разобрав сопутствующие надписи, я все понял. Покойная была матерью почти десятка детей, и, лишившись мужа, самоотверженно растила и выводила их в люди. Пеликан  в средневековье был символом чадолюбия и самоотверженной заботы о потомстве. Считалось, что в отсутствие иной пищи он расклевывает свою грудь и выкармливает птенцов своей кровью…

ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО В ТРЕУГОЛЬНИКЕ ИЗЛУЧАЮЩЕМ СВЕТ  - такое изображение на памятнике вызывает ассоциации с масонством, наверное, из-за оборотной стороне долларовой купюры и обилию таковых среди «отцов-основателей» США. Кажется, что традиционному православию такой символ не имеет ни малейшего отношения. Я сам так долго считал, пока не обнаружил его на фронтоне Казанского собора. Как выясняется, это – древний христианский символ Св.Троицы.

ЛАВРОВАЯ ВЕТВЬ – элемент венка, венчающего героя и триумфатора в греко-римской традиции, символизирующий славу и победу. В отечественную культуру вошел как скорее светский, чем религиозный образ, отчего широко использовался в советский период на памятниках воинских захоронений.

ДУБОВАЯ ВЕТВЬ – отсылает нас к евангелической традиции, по которой материалом для креста, на котором был распят Христос, послужил дуб. В силу этого носит в христианстве особый, сакральный характер; символизирует силу, зрелость, справедливость. В нацистской Германии использовался в противопоставлении христианской символике как знак в петлицах высшего эсэсовского руководства на основании того, что древние германцы проводили советы племен в дубовых рощах.

ПАЛЬМОВАЯ ВЕТВЬ – еще одна евангелическая традиция, по которой вьезавшего в Иерусалим Иисуса народ приветствовал пальмовыми ветвями. Воплощает собой мученичество Христа и победу над смертью.

ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ – символ всепрощения и мира. Когда волны Всемирного Потопа улеглись, Ной выпустил с ковчега голубя, который слетал на Масличную гору, и вернулся оттуда с оливковой ветвью в клюве. Из этого события Ной понял, что люди прощены Богом и жизнь продолжится. Кстати, Масличная гора близ старого Иерусалима – место убежища правоверных христиан в последние дни Апокалипсиса, и по пророчеству посрамленный Антихрист бросится с нее вниз головой.

МОСТ – связующее звено между миром земным и небесным. Те изображения, которые я видел довольно условны, но вполне «читаются» каменные плиты («крепость веры») и один полукруглый пролет, как в традиционном изображении замкового моста в геральдике. Символизирует твердые религиозные устои покойного.

ЯКОРЬ – один из ранних христианских символов, подразумевающих надежду на посмертное спасение души. Иногда сочетался  со звеньями разорванной цепи -  конец тягостей земной жизни; или виноградной лозой, обвивавшей якорь – знаком последнего причастия « кровью и телом Христовым». Знак профессиональной принадлежности покойного.

СЕРДЦЕ – символ христианской любви к Богу и ближнему. Сочетание символов креста, якоря и сердца – «вера, надежда, любовь». Сердце пронзенное мечом, известный символ католической церкви, подразумевающий образ Девы Марии, видевшей страдания сына на кресте, и также как распятие, часто встречается на памятниках у католиков.

ЦВЕТОК ЛИЛИИ – один из образов Девы Марии, воплощает образ целомудрия, чистоты и невинности. Часто изображается на памятнике умершей девушки или ребенка.

КЛЮЧ – тайна, начало и конец, неожиданная ранняя смерть или смерть при невыясненных обстоятельствах.

КНИГА – часто подразумевается Библия и Евангелие: божественная мудрость, знание. Закрытая книга – уединение, целомудрие, долгая и честная жизнь. Открытая книга и крест поверх страниц – олицетворение искренней религиозной веры. Знак профессиональной принадлежности учителя.

АРФА – молитва, обращенная к Богу, радость от грядущей встречи с Создателем. Одновременно, знак гармонии с миром и творческой жизни. На семейном памятнике воплощение гармоничного супружества, долгих лет проведенных во взаимной любви. Профессиональная принадлежность к творческой среде.

ДРАПИРОВКА – ( в виде занавеса, покровов и т.д.) – выражение скорби. Так задрапированная римская урна символизирует печаль по утрате. Женские фигуры скорбящих драпируются в длинные плащи и надвинутые на лицо капюшоны.

ФИГУРА МЛАДЕНЦА – образ чистоты и невинности может стоять над могилой молодой девушки. Лишь заснувший младенец свидетельствует об упокоении на этом месте малого ребенка. Я несколько раз видел на периферии памятника ( как правило, внизу лицевой стороны, под текстом) изображение желудя. Если дубовый лист или ветвь (см. выше) свидетельствуют о возрастной зрелости ушедшего, то желудь говорит о «непроросшем зерне». И одновременно, желудь означает жизнь, защиту, бессмертие.

ЧАША – сразу на ум приходит Св.Грааль и тайная вечеря. Действительно, чаша символизирует готовность принести себя в жертву, таинство христианского причастия и даный обет.

ЦВЕТОК МАКА – смерть как вечный сон

ТЕРНИИ – сердце в окружении тернового венца – страдания Христа.

КОРОНА – корона и крест – посмертное воздаяние за веру.

ГОРЯЩИЙ ФАКЕЛ – вечная жизнь, бессмертие; перевернутый горящий факел – окончание земной жизни или смерть последнего мужчины в семье.

БАБОЧКА – быстротечность жизни, ранняя смерть.

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ (иногда с крыльями) – быстротечность земного бытия.

РИМСКИЙ СВЕТИЛЬНИК – бессмертие, заслуженное земными трудами и творчеством. В древнем Риме светильник был символом интенсивной интеллектуальной деятельности (творчество в ночной тишине, удалившись от дневной суеты): прекрасный оратор-импровизатор Гай Юлий Цезарь подшучивал над Марком Туллием Цицероном, говоря, что его речи пахнут «маслом ночного светильника».

РИМСКАЯ КОЛОННА – благородно и честно прожитая жизнь, как правило – главой семейства; та же колонна, разрушенная на вершине – ранняя смерть или смерть главы семейства.

РОЗА – краткость земной жизни. Распустившаяся роза (или целый букет) – неожиданная, или смерть в самом цветущем возрасте. Роза переломленным стеблем – смерть в юном возрасте.

ЛАДОНИ СЛОЖЕННЫЕ В МОЛИТВЕ – небесные молитвы ушедшего за тех, кого он оставил в земной жизни. Ладонь с вытянутым указательным пальцем вверх – указание душе пути на небеса.

КИСТИ РУК В РУКОПОЖАТИИ –  земная память об ушедшем друге и надежда на встречу в мире ином. Такие изображения встречались в захоронениях древнего Египта (их смысл не ясен). В древнем Риме изображение часто фигурирует в супружеских захоронениях, подчеркивая благополучие семейной жизни.

ЦЕПЬ – замкнутая в окружность цепь изображает крепость взаимоотношений в большой семье, а цепь, разорванная в одном из звеньев – потеря одного из членов  семьи.

РИМСКАЯ ПОГРЕБАЛЬНАЯ УРНА (как правило прямоугольная или в форме вазы) – сама по себе символизирует бессмертие и память живых. Чем либо задрапированная (см. выше) или с колосьями злака – грусть и траур. Урна, источающая лучи света – бессмертную дружбу с почившим и память о нем. Треснувшая урна – смерть в преклонном возрасте.

АНГЕЛ – Ангел с крыльями – грядущее воскрешение души. Ангел трубящий – то же самое. Ангел плачущий – печаль и траур. Ангел, указующий на небеса – грядущая радость от встречи с Создателем. Ангел с мечом – воздаяние за земные страдания, высшая справедливость на небесах.

ДВЕРИ МЕЖДУ ДВУМЯ КОЛОННАМИ – вход на небеса.

АРКА – воссоединение с близким на небесах, победа над смертью.

ЩИТ – воплощение искренней христианской веры и ее защиты. По-видимому, как символ вошел в употребление значительно позже крестовых походов, так как заметно стремление отойти от сформировавшейся геральдической пышности. Из того, что я видел, это простой испанский щит с крестом.

СОЛНЦЕ – в христианской системе символики элемент довольно двусмысленный (ведь ему поклонялись и язычники), так что воспринимается не как источник, а передатчик Божественного Света («Да будет Свет!») в его борьбе с Тьмою. Силы Зла сильны с полуночи до рассвета и расточаются с превыми петухами. На памятниках солнце присутствует в двух графических вариантах. Дневное солнце, источающее лучи света – символ вечной жизни. Солнце встающее из-за горизонта – обновление, победа над тьмой и смертью. 

На что я хочу обратить внимание. Многие из указанных символов технически осуществимы на производстве «Смоленских мастерских». Разумеется, я имею в виду не какие-нибудь скульптуры, а простейшие элементы ( лавровая или оливковая ветвь, римский светильник и т.п.), которые можно легко вырубать в камне по трафарету с последующей окраской. 

   

     

                                                                                                                          

                                     

 

 
ООО Смоленские Мастерские © г. Санкт-Петербург 1994 - г.     |     Единый телефон сети филиалов 8 (812) 321-88-70
Центральный офис : Васильевский остров, наб. реки Смоленки. д. 27 (м. Василеостровская) тел. 8 (812) 327-46-10
Филиал на Лиговском : Лиговский пр. д.56 (метро пл. Восстания) тел. 8 (812) 575-88-75, 973-42-06
Филиал на Нарвском : Нарвский проспект, д. 18 (метро Нарвская) тел. 8 (812) 252-23-80
Филиал на Каменноостровском : Каменноостровский пр., д. 57 (метро Петроградская) тел. 8 (812) 234-62-44
Филиал на Коломяжском : Коломяжский пр. д.20 (метро Пионерская) тел. 8 (812) 303-22-46
Филиал на Тульской : Тульская ул. д.9 (метро пл. Восстания, Чернышевская) тел. 8 (812) 271-48-83, 271-46-66
Работает на: Amiro CMS